ВЕДА

 

 

 

 

Поделиться

 
 
 
 
 

.

 . .

.

.

.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

.

О школе Новости Книги Фото Медиа Посетителям Контакты Ссылки Форум Карта сайта Поиск
   

 Портал славянской ведической культуры

 


Главная страница / Скачать книги / Веды Индийские / Атхарваведа अथर्ववेद — священный ведический текст, четвёртая из Индийских Вед. Перевод Т.Я.Елизаренковой 1989 год.

Атхарваведа अथर्ववेद — священный ведический текст, четвёртая из Индийских Вед. Перевод Т.Я.Елизаренковой 1989 год.

  Добавлено: 12.12.2010
Скачано раз: 2405
Ссылка для скачивания

Для скачивания файлов на нашем сайте необходима регистрация, которая происходит на нашем форуме и является единой для всего сайта.

Перевод и комментарии Т.Я.Елизаренковой 1989 год. Архив rar 13 MB скачать бесплатно.

Атхарваведа - древнеиндийское собрание текстов.
В данной антологии приведена примерно одна треть Атхарваведы. Во вступительной статье дана всесторонняя характеристика этого памятника. Краткий комментарий содержит необходимые пояснения реалий, традиционное толкование текстов и отдельные филологические замечания.
В книгу входят: заговоры против болезней, против яда и змей, против нечистой силы, против зла, заговоры-проклятья, любовные заговоры, обрядовые и ритуальные заговоры и многие др.

(санскр. अथर्ववेद) — священный ведический текст, четвёртая из Вед. «Атхарва-веда» была в основном составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирасы. Часть «Атхарва-веды» приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха и Кашьяпа. Сохранились две редакции (шакхи) «Атхарва-веды», известные как Шаунакия и Пайппалада. «Атхарва-веда» санскр. अथर्ववेद, atharvavéda — сложное слово: अथर्वन् atharvan — «древний риши», и वेद veda — «знание».

Атха́рва-ве́да

Принадлежа к самому раннему, ведическому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. «Атхарва-веда» уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.

Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. «Атхарва-веда» гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В ее заговорах и заклинаниях человек предстает в интимных аспектах своего существования. Именно из «Атхарва-веды» мы узнаем о нем такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В Атхарваведе речь идет обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племен, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

«Чаранавьюха», автором которой принято считать Шаунаку, перечисляет девять шакх, или школ, «Атхарва-веды»:

  1. Пайппалада (paippalāda)
  2. Стауда (stauda)
  3. Мауда (mauda)
  4. Шаунакия (śaunakiya)
  5. Джаджала (jājala)
  6. Джалада (jalada)
  7. Брахмавада (brahmavada)
  8. Девадарша (devadarśa)
  9. Чаранавидья (chāraṇavidyā)

Из них сохранились только редакции Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП). Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и изменения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.

Также в «Вишну-пуране» и «Ваю-пуране» можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в «Чаранавьюхе»:

  • Суманту (sumantu)
  • Кабандха (kabandha)
  • Кумуда (kumuda)
  • Шаулкаяна (śaulkāyana)
  • Бабхравья (babhravya)
  • Мунджакеша (munjakeśa)
  • Сайндхаваяна (saindhavāyana)
  • Накшатракальпа (nakśatrakalpa)
  • Шантикальпа (śāntikalpa)
  • Самхитавидхи (saṃhitāvidhi)

По крайней мере некоторые из них развились в другие школы, упомянутые в списке Чаранавьюхи. Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа — это пять текстов «кальпа», добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.

Основываясь на тексте Пуран, мы можем предположить следующую историю развития редакций Атхарваведы:

    vyāsa parāśarya *
          |
       sumantu
          |
 kabandha ātharvan-añgirasa
          |
          +---- pathya
          |        |
          |        +---- kumuda
          |        |        | (?)
          |        |        +---- jalada
          |        +---- jājala
          |        +---- śaunakiya
          |                 | 
          |                 +---- babhravya
          |                 | 
          |                 +---- saindhavāyana
          |                           | (?)
          |                           +---- munjakeśa
          +---- devadarśa
                   |
                   +---- mauda
                   +---- paippalāda
                   |        | (?)
                   |        +---- stauda
                   +---- śaulkāyana
                   +---- brahmavada
                            | (?)
                            +---- chāraṇavidyā