ВЕДА

 

 

 

 

Поделиться

 
 
 
 
 

.

 . .

.

.

.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

.

О школе Новости Книги Фото Медиа Посетителям Контакты Ссылки Форум Карта сайта Поиск
   

 Портал славянской ведической культуры

 


Главная страница / Любомудрие / Школы Ведающих / Мировозрение Школы Знание / ДуМа - дух и материя / Предназначение

Предназначение

 

 

Сергей:
Меня всегда интересовала тема предназначения человека. Даже более глобально - тема предназначения всего человечества. Над этой темой работали миллионы блестящих умов во все века. Тысячи философов и духовидцев проводили года в размышлениях и медитациях, писали многотомные труды. Но всё же основной вопрос так и остался - возможно ли постижение человеком своего предназначения? Я говорю не о банальном "делай то, что больше нравится или лучше получается", и не о понятном "живи в гармонии с природой и с внутренним миром", а о наиболее глобальном вопросе "зачем я здесь и в чем моя цель?".
 
Вадим: 
Осознание человеком своего жизненного предназначения возможно и даже необходимо. Но это как правило полностью возможно только при достаточно высоком уровне духовного развития. На начальных этапах духовного развития жизненное предназначение понимается именно как "делай то, что лучше получается", на всех этапах развития нужно стремиться  "жить по совести" - без причинения вреда, иметь честь, чистоту и самообладание.
Человек воплощается в нашем материальном мире для обучения. Перед каждым воплощением ставятся цели и заранее формируются конкретные уроки, которые человеку нужно пройти. Цели и уроки зависят от уровня развития души человека. Одним нужны уроки начальной школы, где «учатся читать и писать», а другим требуются уроки высшей школы, с «интегралами и теорией вероятности». При этом вне зависимости от сложности уроков, каждый человек постоянно учиться формировать, созидать и обустраивать материальное и духовное пространство вокруг себя, выстраивать гармоничные отношения в семье и социуме. Если говорить о жизненных целях конкретного человека, то глобально - это приобретение или укрепление в течении жизни качеств личности, таких как справедливость, доброта, радость (ра-дасть), любомудрие, праведность, ответственность, верность, воля, совесть, саморазвитие, самоосознание, благочестие, любовь (безусловное принятие) и другие. Могут быть уроки по осознанию и трансформации таких качеств как бездеятельность, самодовольство, отчаяние, сластолюбие, обособленность, насилие, гордыня, гнев, зависть, осуждение, тщеславие, обидчивость, злопамятность, уныние, отчаяние, праздность, корысть и другие негативные эмоции и качества. Развиваемые качества личности естественно у каждого свои, но по большому счёту они для всех едины.
 Притча. Одна Душа прошла большой путь духовного совершенства в материальном мире, и перед сдачей выпускных экзаменов шла на одно из последних воплощений. Комиссия формирующая учебное задание решила дать последний урок любви (безусловного принятия) связанный с семьёй и серьёзными испытаниями. Урок заключался в рождении в семье, где отец и братья насильники, мать и сёстры садистки, а всё другое окружение обладает всеми негативными качествами, которые только можно придумать. Но где же найти семью и окружение именно с таким подбором отрицательных качеств? И тогда другие души, которые так же собирались идти на воплощение, сами предложили исполнить эти роли, так как были лучшими друзьями этой Души и очень любили её. Одно из обязательных условий хорошего обучения, является временное стирание памяти для обучаемых, чтобы они качественно прошли свои уроки. И вот уже в материальном мире, наша героиня оказывается в полностью враждебной среде, её физическое тело насилуют и истязают, и её главный урок (жизненное предназначение) научиться любить своих родственников такими, какие они есть, без знания, что это её самые близкие друзья согласившиеся помочь ей пройти такое жёсткое обучение. Так и многие из нас, здесь и сейчас, проходят очень важные уроки, а учителя преподающие их нам - наши лучшие друзья.
В ведической культуре есть основополагающее понятие - варновое устройство общества. Выделяются четыре уровня духовного развития, четыре варны: непосвящённые (труженики, шудры), веси (хозяева, вайши), витязи (воины, кшатрии), ведающие (мудрецы, брахманы). Перевод слова варна с санскрита (сам скрыт) - цвет, т.е. отличие по цвету. Кроме этого в каждой варне есть внутренние духовные ступени развития, это "пашу" (животное), "вира" (герой), "дивья" (божественный).  Первый уровень духовного человека - это "непосвящённый пашу", при этом такой человек в основном живёт инстинктами и только учиться проявлять человеческие качества. Это можно сравнить с младенцем, который при рождении нуждается в еде, сне и безопасности, и только постепенно взрослея у него появляются потребности более высокого порядка. Далее духовное развитие человека происходит по восходящей, черех хозяина, воина и вплоть до ведающего - дивья, на чем уроки в нашем материальном уровне завершаются и идёт переход на следующий уровень обучения и развития. В нашей жизни это похоже на окончание средней школы, со здачей выпускных экзаменов и поступлению в ВУЗ (высшее учебное заведение).
Описание Варн:
Непосвящённый (труженик, шудра, смерд) - живут без глубокого осознания своей жизни, не склонны к умственной, организационной, военной или хозяйственной деятельности. Живут как правило для себя. Часто находятся в состоянии "вожделения" - бесконтрольные чувства. Смерды отражают в себе - неведание, непроявленные возможности, хаос, тьму.
Хозяин (весе, вайша) - умеет вести хозяйство, создавать и преумножать материальные ценности. Живут для себя и своей семьи. Часто испытывают стремление к "выгоде" - сознательно управляемое осуществление желаний. Весе отражают в себе - объединение неведание и действие.
Воин (витязь, кшатрий) - умеет руководить, обладает силой, находчивостью и отвагой. Часто живут ради общества или народа, могут жертвовать интересами своей семьи, ради народа, государства или Родины. Состояние витязя - ответственность, осознание правильности своих действий. Витязь отражает в себе - страсть, объединение правильной деятельности и просветления.
Мудрец (ведающий, ведун, брахман) - тот кто может контролировать свои ум и чувства. Терпим, прост, чист, имеет веру в то что делает, обладает праведностью и знанием. На высших уровнях духовного развития может жить ради всего человечества. Состояние ведуна - "совершенство", или стремление к нему. Ведающие отражают в себе - спокойствие, равновесие, свет.
 Как же определить свою варну?
Варна определяется по жизненной цели человека. Для непосвящённого это может быть - вожделение, для Весе - выгода, для Витязя - ответственность, для Ведающего - совершенство.
Практическое упражнение для определение варны. Варна определяется по тому как человек хотел бы прожить свою жизнь. Бывают случаи, когда человек занимается не полностью тем, чем хотел бы. Именно поэтому варна определяется по желаниям и стремлениям человека, а не по текущей деятельности.
Представьте себя человеком, который уже прожил эту жизнь и является древним старцем, для кого-то это 80 лет, для кого-то 120 или больше. Увидьте, что вы в прожитой жизни имели много вкусной еды, отдыха, удовольствий и жили в полной безопасности. Если вы мысленно испытываете полное удовлетворение от такой прожитой жизни, то ваша варна - непосвящённый (труженик).
Теперь представьте, что у вас кроме вышеперечисленного еще в этой жизни была семья, о которой вы заботились, созданное вами хозяйство или бизнес (дело приносящее прибыль), что вы в течении жизни смогли заработать материальные ресурсы на содержание семьи и теперь это всё оставляете в наследство своим детям. Если такой образ прожитой жизни полностью вас удовлетворяет, то ваша варна - хозяин (весе).
Далее представляем себе, что за прожитую жизнь вы смогли достичь значительных результатов в организации или обустройстве для больших групп людей - улица, город, страна и т.д. Например вы служили в армии и защищали мирных людей, или стали чемпионом в большим спорте, что вызывает гордость целого народа (например как боксёры братья Кличко или футболист Андрей Шевченко). Или вы создали крупный бизнес, дающий тысячам людей рабочие места. Или вы стали депутатом, мэром, президентом, именно с целью принести пользу людям и у вас это получалось. При этом более важна само достижение цели, а не материальный заработок  по ходу деятельности. Если так прожитая жизнь вам искренне нравится и вы не хотели бы прожить её по другому, то ваша варна - витязь (воин).
Увидьте себя прожившего жизнь в познании мудрости и передаче этой мудрости другим людям. Это может быть деятельность учёного, преподавателя, учителя, священника, просто человека ставящего знание и мудрость в приоритет перед удовольствиями, материальным достатком и карьерой. Если так прожитая жизнь вам полностью подходит, то ваша варна - ведающий (ведун, мудрец, брахман).
 Непосвящённые больше живут в унынии и страхе. Веси в радости и горе. Витязи больше в страсти и организованности. Ведуны в спокойствии и благости.
 В Ведах написано: "...лучше плохо выполнить своё предназначение, чем хорошо чужое". Это означает, что для качественного прохождения своих уроков, надо выполнять свои задания, а не чужие. Если мы на уроке литературы начнём очень правильно умножать и делить математические цифры, нам это вряд-ли поможет получить хорошую оценку по литературе.
Духовные темпераменты Бхава:
Пашу (पशुभाव - животный темперамент). Такой человек стремиться к выживанию и удовольствиям. Наибольшее влияние имеет Тамас - гуна невежества. Гуна  - прямой перевод с санскрита - «верёвка», по заложенному смыслу означает «качество, свойство».
Вира (वीरभाव — человеческий темперамент). Такой человек целеустремлён и сосредоточен в том что он делает, стремиться к созиданию и большим материальным целям. Влияет Раждас - гуна страсти.
Дивья (दिव्यभाव — божественный темперамент). Такой человек стремиться к божественному совершенству в том деле которым занимается. Влияние Саттвы - гуны благости.
(временная ссылка  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%85%D0%B0%D0%B2%D0%B0) 
Жизненное предназначение человека, как правило, зависит от варны (уровня духовного развития) и бахвы (духовного темперамента).
Далее мы опишем обобщённые жизненные предназначения для каждой варны, с учётом бахвы:
Труженик Пашу
Труженик Вира
Труженик Дивья
Хозяин Пашу
Хозяин Вира
Хозяин Дивья
Витязь Пашу
Витязь Виру
Витязь Дивья
Мудрец Пашу
Мудрец Вира
Мудрец Дивья
 
Вадим:
Вопрос о том для чего мы рождаемся очень важен и интересен. Но также интересен вопрос,  для чего мы умираем? Т.е. что будет после смерти и как это связанно с текущим жизненным предназначением человека?
 
Сергей:
Этот вопрос тесно связан с вопросом единства формы и сути. По форме человек обособлен от мира - естественно, до определенной степени, поскольку без взаимодействия с внешним миром, форма живого существа не может жить долго (например: без воздуха 2 минуты, без воды 2 дня, без пищи 2 недели). Поэтому гибель - лишь изменение формы, поддержание её "гибкости" (конень у слов "гибель" и "гибкость" одинаковый). А вот суть любой жизни не меняется из-за изменения формы - эта суть едина во вселенском масштабе.
Четыре цветочка легко раскачивались на ветру и наслаждались спокойствием и безмятежностью прерасного луга, казавшегося им необъятным. Прошло всего несколько дней с момента, когда их лепестки распустились и сейчас ловили солнечные лучи, радостно улыбыясь им навтречу. Вечером, когда лучи по каким-то непостижимым для них причинам, прекращались - они складывали лепестки и засыпали в сладкой уверенности, что завтра они распустят их вновь.
- А что же будет потом? - неожиданно для всех спросил фиолетовый цветочек - вдруг лучей больше не будет?
- Как это не будет? - переспросил самый веселый желтый цветочек.
- А я слышал разговор соседних цветочков и они говорят что когда-то лучи должны закончиться. Ведь есть же какой-то цветочек там наверху, который ими светит нам?
- Да ладно вам - вмешался в разговор красный цветочек - ничего никогда не закончится - А если и закончится, ну и ладно. Какая разница, мы ведь всё равно не узнаем, кто нам светит. Смотри лучше, какая пчелка к нам летит. Ух ты, ко мне, ко мне лети...
- Тебе бы всё пчелки - посмеялся желтый цветочек - мы тут дело говорим, я тоже слышал что лучи когда-то должны закончится, и все цветочки умрут. Я не хочу так, мне нравятся эти лучики, нравится веторок, за что с нами так?
Фиолетовый цветочек вздохнул - он уже пожалел, что завел этот разговор.
Ему было как-то тяжело на душе, он боялся что лучи вдруг больше не будут светить.
Желтый, обычно веселый и радостный, тоже погрустнел и плавно раскачивался на ветру.
Красный цветочек был грустен по своим причинам - пчелка пролетела мимо него, даже не обратив на него внимание, а других поблизости пока не было.
- Не расстраивайтесь - также неожиданно, как и в начале разговора, в него вступил четвертый, розовый цветочек".
Он был самый неказистый из всех - у него был погнут стебелек, и когда лучики заканчивались, его сгибало вниз, тогда как остальные цветочки продолжали стоять прямо, во сне предвидя наступление утра и возвращения лучей, несущих им тепло и радость.
- Вам не видно из-за лепестков -  продолжнал розовый цветочек - а я постоянно вижу, что не только от лучей зависит наша жизнь. У нас есть ещё корни. И да, наступит время, когда лучи будут нести всё меньше и меньше тепла, мы завянем, наши лепестки опадут, а стебельки пригнуться вниз, сломаются и сгниют.
Остальные цветочки в ужасе слушали речь розового, раньше обычно молчавшего при подобных разговорах.
- Но потом тепло опять придет - 
дальше вел свою удивительную речь розовый - и из корней вырастут новые цветочки. Это будем мы же, но мы не будем помнить, какие были раньше, мы будем учиться заново радоваться лучикам, знакомиться с пчелками, будем заново увядать и умирать.
- Так что же делать - воскликнул желтый - я не хочу увядать, я хочу чтобы лучики были всегда.
- Они и будут всегда, только ты будешь другим.
И поэтому ключевой вопрос тут не в человеке, который лишь форма всеединой сути, а в "высших силах" - в их задумке. И соответственно - следующий вопрос: способен ли человек постичь эту задумку? Может ли осознать или ощутить не только форму, но и вселенскую суть жизни? Или любые из таких осознаний/ощущений будут только игрой его собственного воображения на доступном ему уровне развития?