ВЕДА

 

 

 

 

Поделиться

 
 
 
 
 

.

 . .

.

.

.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

.

О школе Новости Книги Фото Медиа Посетителям Контакты Ссылки Форум Карта сайта Поиск
   

 Портал славянской ведической культуры

 


Главная страница / Любомудрие / Веды / Статьи ведической направленности / МЕДИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КОЛО ДАР

МЕДИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КОЛО ДАР

МЕДИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  КОЛО ДАР

Первый процесс

Религия Мудрости учит нас, что хотя личностей в мире много, в сокровенных глубинах все мы - одно. Всеми людьми движет один и тот же дух. Несмотря на бесчисленные искусственные препятствия, которые отделяют нас друг от друга, у всех нас одно подлинное естество и одна цель.

Мы не просто подобны - мы тождественны. Мы представляем собой проявления Единого, и каждый из нас является Его частью. Это сходство наших жизней, это единство целей и средств делает нас подлинно вселенскими.

Все растения произрастают из одной и той же почвы, и точно так же все жизни берут свое начало в единой жизни. Все мы являемся растениями, корни которых находятся в пространстве, всех нас питает одна и та же энергия, и мы растем, чтобы проявить один и тот же разум. Человек обретает мудрость в той мере, в какой он постигает это единство. Пока он может осознавать это безличностное единство, ему не страшны размежевания и мирская суета.

Понимание философии пробуждает в человеке дух и дарует ему постижение Единого. Поэтому, начиная с этого места, мы будем делать акцент на универсализации индивида, т.е. на развитии вселенских качеств в каждом человеке.

Начните философскую жизнь с обретения непоколебимой уверенности в жизни и Законе, на котором будет строится ваша медитация. Пытайтесь в своей обыденной жизни осуществлять таинство видения и никогда не переставайте руководствоваться своими самым лучшими и высокими идеалами. Старайтесь жить в соответствии со своим пониманием и наблюдайте, как быстро одна за другой исчезают ваши проблемы. Если деятельность человека основывается на Истине, все сложное становится простым.

Если вам удастся достичь хотя бы небольшого понимания жизни, с помощью которого вы сможете построить позитивную практическую философию, можете считать, что вы добились многого. Совершенства нельзя достичь за один день - порой для этого не хватает и жизни. Но если вы начнете постоянно работать над этим, то будете приближаться к пониманию с каждым днем. Постижение этого факта является вашим первым шагом. Глубоко задумайтесь над этим, ибо вы возведете Здание Вселенского Понимания на скале целостности личности как на основании.

Опасно пытаться жить чужими представлениями. Но не жить в соответствии с тем, что мы знаем, не менее рискованно. 

Второй процесс

 Наше второе постижение перекликается с даосским учением о вселенском движении. В соответствии с учением Лао Цзы, человек для духовного развития должен медитировать на понятии Дао, которое интерпретируется как ритмическая структура движения.

Жизнь должна медленно протекать от одного переживания к другому, от одной случайности к другой, от одного условия к другому так, чтобы человек при этом не осознавал препятствий.

Разум и мысли его, эмоциональное естество с его чувствами и устремлениями, а также физическое тело и его движения и структуры должны гармонично переходить от одной фазы к другой. При этом не должно быть разрывов в структурах перехода и перебоев в темпе и характере существования.

Сопоставить разные точки зрения можно на примере восточной и западной музыки. Для восточного слушателя западная музыка изобилует частыми изменениями в ритме, неожиданными отступлениями от главной темы и паузами, которые нарушают звучание музыкального произведения. Для него эти паузы и провалы определенно неприятны. С другой стороны, священная музыка Азии западному человеку кажется слишком монотонной, потому что в ней недостает математически правильных звуковых структур.

Практикуйте постижение непрерывности движения. Замечайте взаимосвязи между событиями обыденной жизни и пытайтесь перетекать из одной фазы существования в другую без осязаемого промежуточного интервала.

Так, например, если во время созерцания вами некой абстрактной истины неожиданно зазвонил телефон, не позволяйте себе - даже на мгновение - считать это событие прерыванием. Включите и его в свою медитацию как часть или фазу переживания души. Помните, что всякое действие необходимо, полезно, уместно и приятно - и при этом составляет часть Великого Замысла. Если же действие вам не нравится, а прерывание для вас неприятно, примите его как часть вселенского процесса. В глубине души не позволяйте себе выходить из равновесия. С другой стороны, не оставляйте без внимания так называемые вмешательства. Принимайте их. Выполняйте то, что от вас требуется, и включайте свои действия в постижение Дао. Постижение есть непрерывный процесс.

Путеводной нитью для вас должен стать принцип: протекай сквозь жизнь, руководствуясь Законом. Не позволяйте себе впадать в крайности и бесцельно при этом расходовать энергию. Приспосабливайтесь к новым условиям. Ожидаемое и неожиданное принимайте с равной безмятежностью. 

Третий процесс

Однажды во время проповеди своим ученикам Будда сказал: "Я проповедую два учения - страдание и Закон". Постижение, которое базируется на этом утверждении, очень важно, поскольку помогает человеку правильно сориентироваться.

Пока мы живем в мире, в котором нас настигают следствия наших предыдущих действий, мы не можем полностью выйти из сферы влияния кармы. Поэтому необходимо принимать страдания как неотъемлемую часть роста и видеть, что каждое событие жизни является осмысленным и вносит вклад в постижение нашего подлинного "Я".

Будьте внимательны во всех мелочах, особенно в незначительных происшествиях, которые случаются в течение дня. Не теряйте бдительности во всех своих действиях, стремитесь увидеть проявления Закона во всех сферах своей жизни.

Основной идеей этого постижения являются слова: "Найди Закон!" Ищите его во всем, везде, всегда. Осознайте движения вселенских факторов даже в самых на первый взгляд тривиальных обстоятельствах. Вспомните слова Микеланджело: "Совершенство рождается из пустяков. Но совершенство - не пустяк".

Ведите себя достойно во всех обстоятельствах. Извлекайте уроки из созерцания полезных и необходимых действий. Находите Закон в работе и на досуге, в бодрствовании и во сне, наблюдайте, как он проявляется в искусствах и ремеслах, в науках и профессиях.

Осознайте, что подлинное образование имеет своей целью обретение Закона. Переживание только тогда приносит пользу, когда индивид видит подлинную причину происшедшего. Увиденные объекты, выполненные действия и изученные книги оказываются полезными лишь в той мере, в которой с их помощью мы находим Закон.

Закон везде, он проявляется во всем, и все через него достигает совершенства. Медитируйте на этой тайне, объедините свой разум с глубинным мышлением Пространства. В своих приходах и уходах, в своих радостях и печалях, в своих приобретениях и потерях находите Закон! 

Четвертый процесс

Четвертое постижение - это умение слушать Закон. Задумайтесь над смыслом этих слов. Стремитесь увидеть в них то, что не может быть описано, а должно быть пережито.

Подобно поющим лоханам (буддийским архатам), которые внимают Закону в Алмазных Горах Кореи, современный ученик должен слушать Песнь Истины, которая вечно звучит во всех мирах.

Чтобы внимать Закону, человек должен погрузиться в молчание, окунуться в тишину. Внешние звуки должны растаять в безмолвии. Внутренний слух должен услышать Голос Пространства.

Пусть разум пребудет в покое; пусть желания уймутся; пусть тело расслабится; пусть все ощущения и побуждения прекратятся - и тогда слушай! Когда приходится туго, когда досаждают проблемы, когда жизнь кажется дурным сном - слушай!

Если тебе удалось занять правильное положение (достичь правильного расположения духа), если ты открылся Закону, ты услышишь. Говоря словами восточного поэта: "Закон придет к тебе, подобно дуновению легкого вечернего ветерка; ты услышишь его, как тихий шелест пальмовых листьев". Теперь ты понимаешь подлинный смысл слов Библии о том, что прохладным вечером Господь (Закон) прохаживался в саду.

В самой гуще событий, среди проблем, возникающих в жизни, - слушай Закон! 

Пятый процесс

 Основным предметом этой главы является постижение, которое можно коротко выразить так: пройди сквозь форму. Научитесь видеть идеи по существу бесформенными, однако воспринимаемыми внутренне в качестве проявлений Закона.

Когда вы читаете книги, слушаете проповеди и созерцаете творения древней мудрости, пройдите сквозь их форму. Обдумайте слова Маймонида: "В теле Закона находится душа Закона, в душе Закона пребывает дух Закона". Ищите дух учения. Не останавливайтесь на меньшем.

Во всем, что случается с вами в качестве инцидента или обстоятельства, узнавайте символы бесформенного. Постигните, что все видимые и осязаемые физические объекты, все возможные формы знания в действительности представляют собой разноцветную бахрому на мантии Бесконечности.

Помните слова, начертанные в одном из знаменитейших храмов Египта: "Я, Изида, есть все, что было, есть и будет; ни один смертный не приподнимал Моего покрывала".

Осознайте, что весь мир - это одна видимость, и постигните, что каждый входящий в святая святых храма должен преодолеть видимость во всех ее проявлениях. Мечом озарения рассеките видимость и найдите Закон. 

Шестой процесс

Почти непостижимая реальность за пределами наших переживаний и представлений является главным объектом нашей медитации. Однако наша медитация должна быть очень чуткой и ненасильственной. Она не должна приводить нас к абсурдам - она должна вести нас навстречу внутренней реальности.

Мы являемся самой фантастической из всех притч, которые существуют в мире. Каждый из нас представляет собой более странное существо, чем сфинкс или химера. Сфинкс имеет голову человека и тело льва, но как насчет самого человека? Он наделен духом бога, душой небожителя и телом животного. Он грезит о пространстве, стремится вознестись в небо и вместить в себя космос. Однако он привязан к земле, как Гулливер, плененный лилипутами. Из всех существ он - самое таинственное и сложное создание, которое только можно себе вообразить.

В древнем храме Серапис в Александрии находилась огромная статуя плачущего бога. Его тело было образовано из палочек и веточек деревьев. Его волосы представляли собой траву и извилины в древесине. Его глаза были драгоценными камнями. Его одежды были сделаны из металла. Его тело было закутано в шкуры животных. Он был увенчан перьями птиц, у него в руках росли цветы, а насекомые собирали мед на его мантии. Этот плачущий бог, на чью голову через открытую крышу храма падало солнечное сияние, олицетворяет самого человека - чудо природы, которое несет в себе все вопросы и ответы на них.

Так история алхимии учит нас, что каждый должен собрать Эликсир Жизни всех представителей человечества и из него создать Эликсир своей собственной жизни. Из всех тайн, воплощенных в человеке, родится таинственная сила, которая спасет его. 

Седьмой процесс

Ощущать или осознавать себя верным священному долгу - великое духовное переживание. В некотором смысле это осознание вселяет в человека достоинство, но в то же время оно делает его воздержанным и смиренным. Пройдя через это переживание, человек становится своим собственным верховным жрецом, его сердце превращается в алтарь. Божество, пребывающее в этом святом месте, есть трансцендентная сущность. Когда человек поклоняется непосредственно трансцендентной сущности, религия становится сокровенной.

Это божество вечно пребывает с человеком. Это даже не божество, а отблеск Бога, Начала, Истины, которая посредством тайной алхимии преображает земные аспекты человека, хотя никогда не ограничивает и не разрушает их.

Трансцендентная сущность была, есть и будет. Она остается безмолвным наблюдателем. Это не голос совести, потому что он никогда не критикует, не обвиняет, не сомневается и не задает вопросов. Как бесстрастное лицо медитирующего Будды, она пребывает в сердце и ждет, ждет в течение веков, оставаясь неподвижной и неизменной, с закрытыми глазами и невозмутимыми, дремлющими чертами. Она ждет наступления дня освобождения. Она никуда не спешит, потому что для нее не существует времени. Пробуждение не может придти слишком поздно; освобождение окутано вневременной тайной. Она ждет и в то же время не ждет, потому что она не имеет отношения ко времени. Вневременное ожидание - это тайна, которая открывается перед безднами человеческого сознания в постижении.

Среди всех секретов азиатской метафизики нет более возвышенной тайны, чем учение о трансцендентной сущности вечно пребывающего "Я". Совершенствуя свою душу, человек в действительности посредством милости не от мира сего развивает вселенскую душу. Он взращивает в себе добродетели с помощью мудрости, которая возникает не из него и переливается в понимание, которое также ему не принадлежит.

Все конструктивные и созидательные способности, которыми может обладать человек, приходят в его личность из тайного глубинного источника. Их смысл не в том, чтобы развить новую личность, но в том, чтобы в совершенстве явить трансцендентную сущность, которая, возникая вначале как символ своего материального окружения, раскрывается, развивается и становится спасителем мира, подлинным спасителем мира каждого человека. 

Восьмой процесс

 Это постижение связано с магией восхищения. Когда в нас рождается восхищение, мы оказываемся обогащенными и облагороженными, у нас появляются новые источники энергии и вдохновения. Чтобы восхищаться, мы должны понимать. Чтобы понимать, мы должны познавать. Чтобы познавать, мы должны искать. Чтобы искать, мы должны желать. Чтобы желать, мы должны переживать. Чтобы переживать, мы должны чувствовать.

Таким образом мы движемся от временного к вечному, повинуясь последовательности естественных мотивов. Попытайтесь пережить восхищение. Немного поразмыслите, понаблюдайте и повосхищайтесь изысканной целостностью, которая присутствует по всем, что вас окружает в жизни. Восхищаться означает обогащать "Я". И в то же время восхищение не требует ничего, кроме глубокого безмолвия и смирения перед величием блага и красоты.

Восхищение  —  Сахасрара-«одна тысяча»-это запредельное запредельного, не поддающееся описанию, венец восходящего сознанияПонимание  —  Аджна-«знание»-«командование»-высшее интуитивное восприятие и высший ум; воля достигает огромной силы; центр экстрасенсорного восприятияПознавание  —  Вишудха-«центр очищения»-в области гортани; цетнр различения и приятия дуальностей жизни; сюда принимаются и визиализируются мысли других людейПоиски  —  Анахата-«безударный»-на уровне сердца; место творческой силы, любви и сострадания; место реализации мыслей и желаний благодаря сознательной воли (вы перестаете быть зависимым от судьбы)Желание  —  Манипура-«драгоценность город»-на уровне пупка и связано с солн.спл.; место воли, энергии и действияПереживание  —  Свадхистхана-«собственное жилище»-нервное сплетение, на уровне лобковой кости, связанное с предстательной железой у мужчин и маткой у женщин; все переживания базируются именно здесьЧувствование  —  Муладхара-«корень»-область крестцово-копчикового сплетения;место пребывания потенциальной Энергии-Шакти- достижения высших уровней сознания

Девятый процесс

 Сердце всего сущего поет Закон. Мы можем слышать это песнопение в шелесте деревьев, в журчании воды. Как волшебная мелодия, оно витает над шумной рыночной площадью и звучит в пустынях и в горах. Это голоса поющих лоханов, доносящиеся до нас из глубин сознания всего, что существует.

Для нашего поверхностного восприятия существуют войны, вражда и преступления. В нашем внешнем мире царит самомнение, жадность, корыстолюбие и амбиции. Но когда постижение приближает нас к жизни, погружает нас в самое сердце вещей, до нашего внутреннего слуха из-за пелены сущего и из согретых любовью душ доносятся мелодичные звуки. И если у нас хватает широты сознания, чтобы понять смысл этого постижения и объединить свою жизнь с другими жизнями, везде в пространстве мы услышим пение живых существ. Все они поют одну и ту же песню: "Я обретаю прибежище в Законе". 

Десятый процесс

 Перетекания понимания в истинное действие индивидуум достигает путем постижения. Это следует понимать так, что поведение должно быть целостным. Практикуй упражнение, направленное на более глубокое постижение Закона. Познай Закон в движении своих мыслей. Чувствуй Закон в качестве и направлении своих эмоций. Выражай Закон в ритме и согласованности своих действий.

Во время занятий медитацией поначалу просто, а затем с помощью самых разнообразных средств старайся пережить Закон. Помести перед собой на столе простой, но значимый объект - желательно, чтобы это было нечто маленькое и изысканное; нечто любимое и ценимое тобой. В ходе своего постижения не умом, а самим сознанием, протяни к нему руку и возьми его. Наблюдай это простое движение. По мере углубления твоего постижения простое действие, заключающееся в том, что ты берешь предмет, вместит в себя все открытия, сделанные тобой в ходе духовного развития. Ты обнаружишь, что движение руки, которое поначалу ассоциировалось всего лишь с мышечным напряжением, выполняется с великим изяществом и приобретает смысл и ритм, подразумевающие глубокое понимание.

По мере углубления твоего понимания движение, направленное на то, чтобы взять в руки предмет, будет становиться все более медленным до тех пор, пока, как дзенский монах, ты не окажешься в состоянии выполнять его одним только постижением, безо всяких усилий. С философской точки зрения это будет неподвижное движение. Предмет будет поднят самим только постижением. Это не значит, что объект повиснет в воздухе, как при левитации, подлетит к человеку по воле его воображения или даст повод говорить о каком-то другом чуде. Это означает, что реальность объекта, его значимость и цель, являющиеся его подлинным "Я", будут спонтанно охвачены сознанием медитирующего индивидуума без волевых усилий.

По мере того, как постижение распространяется на различные аспекты жизни, одно простое действие, заключающееся в том, что ты что-то берешь в руки, становится символом всех других действий. Прежде всего оно будет прекрасным. Оно будет воплощать в себе грацию и гармонию. Постепенно все грубые действия уйдут из твоей жизни, и тогда каждый поступок будет совершаться с постижением. 

Одиннадцатый процесс

Это постижение будет для вас созерцанием тайны просветления. Попробуйте внутренне ощутить легкое пробуждение. Проснитесь на заре и, глядя на восходящее солнце, медитируйте на пробуждении мира. Смотрите, как тьма уступает место свету, который постепенно разливается по поверхности земли. Наблюдайте за тем, как этот свет вливается в жизнь всех спящих чудес природы. Затем смотрите, как солнце восходит и своими лучами простирается до глубин сознания живых существ, пока каждое из них не проснется и не вступит в новый день своей жизни.

Нет ни конфликтов, ни борьбы. Мир наполнен светом, и свет этот может быть принят - принят так же естественно, как пробуждается к жизни тот, кто засыпал и просыпался много раз.

Просветление - это восход солнца души. Свет духа пробуждает в ней все бесчисленные аспекты постижения. Империя усилий просыпается, и жизнь устремляется дальше в поиске покоя. 

 Двенадцатый процесс

 В качестве последнего постижения запомните, что мы должны владеть глубиной мышления постоянно - а не только в течение нескольких часов или лет. Постижение будет углубляться до тех пор, пока оно не достигнет единения со своим объектом.

Пусть же ваше постижение в течение всего этого времени будет простым, естественным, ненасильственным, повседневным и счастливым. Вы развиваетесь от множественности к Единому, причем совершаете это в последовательном процессе приближения к Единому в каждом из множества объектов. Постижение есть сознательное понимание единства жизни, единства подлинного "Я" и бессмертной Первопричины, которая пребывает в сокровенных глубинах мира.

Будьте терпеливы и добры ко всем - и тогда Время и Вечность также будут терпеливы и добры к вам. Вселенная вращается вокруг оси безмолвия, гармоничного, сознательного и радующегося.

Комментировать статьи могут только зарегистрированные пользователи. Перейти к регистрации