ВЕДА

 

 

 

 

Поделиться

 
 
 
 
 

.

 . .

.

.

.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

.

О школе Новости Книги Фото Медиа Посетителям Контакты Ссылки Форум Карта сайта Поиск
   

 Портал славянской ведической культуры

 


Главная страница / Любомудрие / Думаведание / Варга 8В / Глава 2 "Сила"

Глава 2 "Сила"

Утверждение думаведания № 2:

Дух и материя едины в ДУМЕ на любых уровнях – от человека до Надсистемы (Бога, Мироздания, Вселенной). Мир – это единство духа и материи в балансе усилий. Сила (энергия) – это связующее звено в единстве духа и материи. Этой силой надсистемы создают своим подсистемам (частям, элементам) поля возможностей. В рамках этих полей приложения силы подсистемам предоставлена полная свобода выбора.


Сила – это то, что объединяет дух и материю в единое целое. Во всех своих делах и начинаниях человек в основном имеет дело с выбором в распределении подвластных сил. Эффективность такого распределения и отражает успех, которого достиг человек в той или иной сфере жизнедеятельности.
Сила в переводе на греческий язык – «энергия».
Энергия (сила) – это субстанция, посредством которой работает закон притяжения и в материальном поле, и в духовном.
Получается, что сила (энергия) – это связующее звено между духом и материей, субстанция, через которую и жизнь проникает в материю, и дух материализуется.
Сила организует движение и превращение в нашем мире.
Именно сила в определенных формах делает людей разными, отражая степень единства и гармонии духа и материи.
Сила в нашем мире присутствует везде.
Это объединитель духа и материи.
Именно за счет силы любая часть мироздания, обладающая думой (единством духа и материи), проделывает свой путь к счастью.
Как же можно достигать счастья?
Какие существуют пути обретения счастья?
Варианты таковы:
А) За счастье можно бороться,
Б) К счастью можно стремиться,
В) Счастье можно принимать, как безусловный атрибут бытия.
Это три фундаментальных подхода, которые, в частности, лягут в основу методики «Варга 8В».
Борьба, стремление и данность – это первичные ключи к использованию силы любым элементом мироздания.

Гуны.

В восточных и древнеславянских традициях эти силы называют «гуны»: соответственно невежество или тамас (жизнь в борьбе и страдании), страсть или раджас (жизнь в стремлении и горении) и благость или саттва (жизнь в данности и приятии).
Причем, в применении к этим гунам изначально отсутствует любая оценка их как хороших или плохих, правильных или неправильных. Они такие, как есть – и их применение приводит к тем или иным последствиям.
Мы будем говорить об этих категориях в рамках общей шкалы «приятие/неприятие»:
Благость (саттва) будет находиться на одной стороне шкалы – это полное приятие мира во всех проявлениях. Это слово говорит о всеобщем благе, о единстве с миром без условий.
Невежество (тамас) будет находиться на другой стороне шкалы – как неприятие мира через непонимание, неверие, безволие и безобразное (без образа) управление собственной жизнью (отсюда и борьба, и страдания). Это слово говорит об условном ограничении мира.
Страсть (раджас) – это промежуточное состояние, которое характеризуется стремлением. Это этап на пути от невежества к благости, и находиться он будет посередине шкалы. Можно сказать, что это частичное приятие, приятие в «условном позитиве». То есть, что-либо есть позитивным при выполнении определенных условий. Образ страсти, как стремления, можно нарисовать очень удачно через связку, существующую между русским и английским языками:
Стремление = stream = поток.
Страсть – это поток силы, который подвластен управлению человеком.
Страсть, как сила стремления, наполняется невежеством или благостью (неприятием или приятием). Невежество или благость в свою очередь наполняются страстью в той или иной степени. И от характера такого переплетения гун фактически и зависит развитие человека.
Борьба, стремление и данность – сферы сил, балансировка которых делает наш мир таким, каков он есть. Они плавно перетекают друг в друга, являясь, по сути, разными проявлениями единого целого.
Причем, исходя из переплетения этих гун, можно построить «график развития» человека.
Сами по себе гуны, которые соотносятся на «графике развития» со степенями приятия и неприятия – естественны в задумке надсистемы.
За основу взята шкала «приятие»-«неприятие», поскольку это абсолютные, объективные категории.
Позитивность или негативность часто бывает субъективна и условна, то есть зависит от позиции и точки воззрения человека (части мироздания), которая думает об этих категориях.
То есть, что-либо является позитивным или негативным в мире оценивающего. Ведь с точки зрения другого оценивающего они могут быть диаметрально противоположными.
В дальнейшем мы будем говорить про невежество и страсть, как про соответственно условный негатив и условный позитив.
При этом существует абсолютный, безусловный позитив – это и есть благость. Благо, которое является таковым с точки зрения Надсистемы. Ключ к нему – праведность и вера в единство мира.

Направляя потоки силы в определенные сферы, характеризующиеся соотношениями приятия и неприятия, человек вступает во взаимодействие с полями силы, находящимися в этих сферах.
Поля силы, которые называются эгрегоры, также основаны в частности на переплетении гун в приятии или неприятии. Они фактически создаются коллективным приятием/неприятием людей и наполняются их силой стремления.
Негатив, жизнь в борьбе с ним порождает страдания, болезни, страхи, обиды, отсутствие благополучия, творческую нереализованность, дисгармоничные отношения – то есть несчастье в различных формах.
Он порождает искривление воззрения на мир, возводит стены, за которыми прячется счастье. Это выражается в первую очередь в гордыне – условной зависимости счастья от достижения целей.
При этом в негативе нет ничего «неправильного». Это естественное состояние на определенных стадиях развития, как и все остальные.
И если говорить об этих стадиях, то их можно выделить, исходя из уровней приятия/неприятия, наполняющих стремление и наполняемых страстью.
Эти представления в целом синхронны с древними ведическими знаниями о «варнах» (в индийской традиции – «кастах»):
1. Невежество, частично наполненное страстью.
Это путь труженика, варна неведающих (в индийской традиции – шудры).
В мире труженика много неприятия и борьбы, мало стремления и еще меньше приятия и благости.
Путь: увеличение стремления и снижение неприятия. К приятию путь труженика относится мало.
Это мир «естественного отбора» и изначальной враждебности.
В мире труженика путь к счастью лежит через борьбу и страдания, а само счастье – условно и мимолетно. Как правило, за счастье принимается победа в борьбе. Отсюда и его непродолжительность. Здесь игра в прятки со счастьем происходит постоянно.
Ответственность труженик принимает только за себя, к остальному, в том числе к семье, относится как к обязанностям.
Точка перехода к следующей стадии развития – страсти в жизни становится больше, чем невежества.
2. Страсть, частично наполненная невежеством. Это путь хозяина, варна весе (в индийской традиции – вайшьи).
В мире хозяина много стремления и страсти, мало борьбы и неприятия, но еще меньше благости и приятия.
Путь: увеличение стремления и приятия, снижение неприятия. Путь относится ко всем гунам.
В мире хозяина путь к счастью лежит через благополучие, а само счастье относительно. Игра в прятки со счастьем заключается в механизме условности – если есть успех и благополучие, то хозяин счастлив, если нет – то нет.
Хозяин может принимать ответственность за себя и за тружеников, создавать небольшие хозяйства и «простые эгрегоры» (об эгрегорах – полях силы – мы подробнее поговорим позже).
Точка перехода в следующую стадию развития –страсть начинает быть больше наполнена приятием, чем неприятием.
3. Страсть, наполненная благостью. Это путь воина, варна витязей (в индийской традиции – кшатрии).
В мире воина много стремления, мало благости и приятия, но еще меньше неприятия и борьбы.
Путь: снижение стремления и неприятия, увеличение приятия. Путь касается всех гун.
В мире воина путь к счастью лежит через достижение и свершение, а само счастье – абсолютно, но условно. Если счастье прячется, то в большинстве случаев – за некими «суррогатными», «смещенными» ценностями и ориентирами, постижение которых в приятии и есть задачей воина.
Воин может принимать на себя ответственность за большие группы тружеников и хозяев, создавать большие организации и «сложные», комплексные эгрегоры. Вместе с тем, он все еще присоединяем к эгрегорам.
4. Благость, отчасти наполненная страстью. Это путь мудреца, варна ведающих (в индийской традиции – брахманы).
В мире мудреца много приятия и благости, мало страсти и еще меньше неприятия и борьбы.
Путь: увеличение благости, снижение страсти и невежества. Путь охватывает все гуны.
В мире мудреца счастье абсолютно и безусловно, а путь к нему лежит через слияние со всем миром без исключения.
Мудрец может принимать на себя ответственность за все человечество, за весь мир.
Каждая из этих стадий развития – естественна. Отсутствуют стадии «плохие» и «хорошие». Разве пятиклассник лучше третьеклассника? Он просто раньше родился и прошел больший путь развития.
Более того, отсутствуют стадии, в которых «надо быть». Каждый человек находится там, где ему нужно находиться. Это личный выбор каждого человека, отражающий его возможности. Если человеку даны те или иные возможности, он рано или поздно займет свое место на графике развития.
Методика «Варга 8В» лишь может помочь «пробудиться» и почувствовать, ощутить – на своем ли месте в общей шкале развития Вы находитесь сейчас.
Для чего это нужно?
Чтобы быть счастливым.

Стихии.

Прежде всего, нужно обозначить то, что мешает быть счастливым на любой из стадий развития.
Что обычно мешает быть счастливым?
Нереализованные требования.
И что часто является мерилом счастья?
Удовлетворенные требования.
С одной стороны – это потребности человека, которые должны быть удовлетворены миром. Это потребность получать.
С другой стороны – это требования мира к человеку, которые он сам порождает своим пониманием уровня единства с миром и своим чувством долга. Это потребность давать.
Каковы же потребности, получение которых является безусловным?
За счет удовлетворения каких потребностей человек поддерживает свое физическое существование?
Это в первую очередь:
А) Дыхание: потребность в воздухе
Б) Питье: потребность в жидкости
В) Пища: потребность в твердом веществе
Г) Тепло: потребность в энергии.
Фактически это соответственно: воздух (газ), жидкость, твердое вещество и огонь (плазма).
Это четыре агрегатных состояния вещества, и только с ними связаны условия физической жизни человека.
Это четыре состояния силы, которые из древности называют стихиями: воздух, вода, земля, огонь.
И только без них счастье тела невозможно.
Если любые другие потребности, желания или требования возвести в ранг условий – то счастье будет зависеть также от них.
Потребность же в воздухе, воде, пище и тепле на физиологическом уровне – безусловна.
Более того – на духовном уровне бытия человека существует такая же безусловная потребность в их получении.
Человек – единство духа и материи, поэтому его духовные потребности можно соотнести, как синхронные с физиологическими потребностями.
Если на материальном уровне человек един с веществом, то на духовном уровне человек един с силами стихий.
Стихии – это также одни из основных ключей, которые легли в основу методики «Варга 8В». Это также силы стихий воздуха, воды, земли и огня.

Регуляторы.


И у человека есть четыре внутренних ресурса и регулятора, за счет которых он может управлять своей силой:
А) Воображение. Сила воображения управляет преимущественно стихией воздуха
Б) Вера. Сила веры управляет в основном стихией огня, теплом и горением души
В) Веда. Ведой в древности называли истинное знание – то, что ведет человека по жизни. Сила знания управляет в основном стихией воды, жидким веществом
Г) Воля. Сила воли управляет в основном стихией земли, твердым веществом.
Это четыре регулятора силы человека.
Имеется в виду, что человек может управлять силой образов, силой уверенности, силой знаний и силой действий. Как на входе, так и на выходе этих потоков силы.
Имеется в виду, что человек может подключаться к полям силы через идеи, через уверенность, через знания или через пространство.
У каждого человека есть свобода выбора применять эти регуляторы в рамках определенных возможностей, по определенным сценариям, заложенным от рождения.
Вера, Веда, Воля и Воображение – вторая группа аспектов управления жизненной силой, которая будет всесторонне изучаться в методике «Варга 8В».
Подобно тому, как люди рождаются с разной физической конституцией – также в людей природой (Богом) закладываются разные возможности к регулированию сил стихий.
Один человек рождается с «широкой костью», но с интеллектом меньшим, чем у другого человека, обладающего слабой физической развиваемостью. И поэтому деятельность, связанная с управлением твердым веществом, то есть сила земли, регулируемая волей – будет даваться первому человеку гораздо легче, чем управление потоками знаний, то есть силой воды, регулируемой ведой. А вот второй человек из нашего примера будет «как рыба в воде» в вопросах знания, в отличие от вопросов воли.
Счастье для конкретного человека – в получении и направлении сил в наибольшем соответствии с естественной для него выраженностью регуляторов.
При этом выраженность может быть смещенной из-за разнообразных дисбалансов силы. Счастье прячется, когда желаемое выдаётся за действительное.
Это когда человек получает либо направляет слишком много или слишком мало сил по тем или иным регуляторам.

Деяния.

Идея заключается в том, что для каждой думы и для каждого деяния человеку необходимы определенные внутренние силы.
Запас этих сил пополняется за счет слияния со стихиями воздуха, воды, огня и земли. Это слияние происходит постоянно – и всегда синхронно и на материальном, и духовном плане.
И регулируется такое слияние соответственно силой воображения, силой знания, силой веры и силой воли человека.
Одна дума будет требовать «затрат» одних сил для ее претворения в жизнь (в деяние), а другая – других.
На четкой и прозрачной картине взаимозависимости этих «затрат» сил для конкретного человека собственно и построена методика «Варга 8В».
И сделано это в первую очередь на анализе баланса:
- дум и деяний,
- отдаваемого и получаемого,
- приятия и неприятия.
Дума – основной управляющий силой в жизни любой части мироздания, в том числе – в жизни человека.
Деяние – это ожившая дума.
А для того чтобы оживить что-либо, необходима сила.
Таким образом, сила – это связующее звено как между духом и материей, так и между думой и деянием.
Оживление думы происходит по такому алгоритму:
1. Дума, как первичная субстанция, создает образ. Простейшие примеры образов – это буквы и слова, цифры и символы. На самом деле, за любой объектно-ориентированной мыслью человека стоит в первую очередь какой-то образ или комплекс образов. Поэтому суть приятия или неприятия в первую очередь заключается в чистоте образа, создаваемого той или иной думой.
Чем чище образ единого мира, чем меньше в нем искажений и пропущенных элементов – тем больше приятие мира. Соответственно неприятие создает затуманенные образы каких-либо элементов (частей) мироздания. Отсюда и образы, несущие несчастья.
2. Дума наполняется ведой и верой. Для того чтобы оживить образ, претворить его в жизнь, человеку нужно либо знать, как это сделать, либо чувствовать, как это сделать. Причем вера и веда могут также наполнять друг друга, обуславливая те или иные убеждения.
В связке веры и веды также заложен определенный смысл пересечения с варнами:

Знание и уверенность, доведение образа до действия и доверие к нему – все это своеобразные наполнители думы. От качества такого наполнения собственно и будут зависеть сами действия. Чистота наполнения приятием обусловит действия в гармонии с миром. Наполнение же неприятием приведет к искажению взаимодействия с миром в той или иной форме.
Человек изначально обладает силой веры в свое единство с миром. Однако сама вера и знание об этом единстве может быть смещенным в неприятие, «суррогатным».
Этот «суррогат» часто взаимопереплетен и с неприятием, и с частичным, условным приятием.
«Суррогатная» ценность: это «смещенная», искусственная ценность. Человеку кажется, что обладание ею, либо достижение ее, либо просто стремление к ней – необходимы для счастья. На поверку же такая ценность оказывается либо завышенной, либо заниженной. Соответственно и влияние ее достижения на счастье изначально иное, чем ожидалось.
Суррогатная ценность – это лишь обладающая некоторыми свойствами истинной ценности, но вполне принимаемая за таковую. То есть, это личная правда, возведенная человеком в убеждении в ранг истины.
Суррогат возникает тогда, когда в какую-то часть целого человек смещает для себя значение и важность всего целого. Суррогат отрицает благоприятность иных ценностей, находящихся с ним в одной плоскости. Отсюда неприятие остальных частей. Отсюда возникновение дисбалансов силы.
Для управления излишками силы, возникающей при таких дисбалансах значения отдельных частей, в мире и существует механизм «полей силы» (эгрегоров).
3. Дума претворяется в действие через волю. Воля – это двигатель, который трансформирует образ в реальность. Воля «заземляет» думу, дает ей жизнь в материальном мире.
Можно сказать, что воля дает думе свободу. Собственно – полная свобода воли есть признаком соответствующей силы думы.
Воображение и воля также в целом соотносятся с общей силой человека, соответствующей варне.
На пути невежества много суррогатных образов и суррогатных усилий, путь страсти заключается в очищении от суррогатных ценностей сначала через волю, а потом через воображение. Путь же благости – в фиксации силы воли и развитии силы воображения. Фиксации и развитии – относительно воли и образа Надсистемы (Мироздания, Бога).

Думы и деяния распределяются по единому механизму – это поток внимания во времени.
Именно через поток внимания во времени человек регулирует потоки силы.

Потоки силы.

Входящие потоки силы – это силы стихий воздуха (через дыхание), воды (через питье), земли (через пищу), огня (через тепло).
И эти потоки, как мы помним – едины в материальной и духовной ипостасях.
На то или иное деяние разным людям нужны разные силы.
И именно от «взаимоотношений» с теми или иными стихиями будет зависеть, насколько благоприятной является управление силой для того или иного человека.
Управление силой происходит через ресурсы Воображения, Веды, Веры и Воли, каждому из которых присущи те или иные положения на шкале «приятие»-«неприятие».
Условно можно сказать, что это векторы, которые «стартуют» из тех или иных точек шкалы «приятие»- «неприятие».
И эти векторы будут притягивать в жизнь человека события, людей, ситуации – соответствующие своему наполнению своим собственным субъективным приятием или неприятием.
Включение каждого из регуляторов силы требует определенных затрат сил. Поток внимания во времени определяет потоки сил и наоборот.
Отсюда механизм бодрствования и сна, как основа жизнедеятельности человека. Сон – это состояние духовного питания, когда внимание переключается с материального мира на духовный мир человека.
Фактически, как природа управляет потоками сил воздуха, воды, земли и тепла, так и человек способен управлять потоками этих сил.
Естественно – на своем уровне. Однако на уровне вполне достаточном, чтобы создать себе здоровье и счастье.
 
Для каждой из стихий, силы которых управляются человеком через Воображение, Веду, Веру и Волю, характерна шкала внутренней или внешней направленности.
Внешняя – это приоритетность направления силы непосредственно на внешние объекты и получения силы от внешних объектов.
Внутренняя – это приоритетность направления силы в собственные впечатления от внешних объектов и получение силы от внешних объектов через свои внутренние состояния.
Через понимание внешней и внутренней сторон силы стихий в человеке можно сбалансировать работу воображения, воли, веры и веды.
Шкала внешней/внутренней работы регуляторов подобна шкале экстраверсии/интроверсии, широко применяемой в психологии.
Экстраверты ориентированы на внешний мир и получают силу от внешнего мира, из операций с внешними объектами. Интроверты же ориентированы и черпают силу из своего внутреннего мира мыслей, эмоций, впечатлений и ощущений.
Таким образом, человек регулирует потоки силы (в первую очередь – через внимание во времени) через направление:
- воли вовне  
- воли внутрь  
- воображения вовне  
- воображения внутрь  
- веды вовне  
- веды внутрь  
- веры вовне  
- веры внутрь  
В каждый момент времени во внимании человека существует какая-либо «точка выбора» из осознаваемых им возможностей.
Сила воображения создает «поле» для выбора каждой из возможностей.
Сила веды моделирует последствия выбора каждой из возможностей.
Сила веры формирует уверенность в благоприятности выбора возможности.
Сила воли направляется непосредственно в точку выбора возможностей в виде действия.

И каждый из этих потоков человек может регулировать через различные сценарии, о которых мы подробно поговорим, когда перейдем к методике «Варга 8В».

Комментировать статьи могут только зарегистрированные пользователи. Перейти к регистрации