![]()
Путь Живы
Здрава Зореведание Нумероведание Живопись Соционика Стихий Звёздная половинка Счастливая семья Наши дети Родной дом Родная кухня Системные расстановки Ведающие славяне Школы Ведающих Веды Думаведание Мотивология Места Силы Поселения единомышленников
|
Портал славянской ведической культуры
Главная страница Любомудрие Школы Ведающих Вальдорфская Школа Вальдорфская ШколаОбновляемый раздел - Статьи о вальдорфской школе
Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской».
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году по просьбе просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего табачной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это и послужило источником имени «Вальдóрфская». Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных вальдорфских школах и в 1400 вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.
Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и "неготовым" игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.
Вальдорфская Школа в Днепропетровске: Вальдорфская школа в Днепропетровске была организована ориентировочно в 1994 - 1995 году группой энтузиастов антропософов, при поддержке антропософских обществ Европы. Основным инициатором была Передерий Светлана Фёдоровна. Адрес: Украина 49055 г.Днепропетровск пр.Кирова 133. т. +38 056 7496235, 0562 386809 (приёмная), 7496635 (охрана), waldorf.dnedr@gmail.com Директор: Передерий Светлана Фёдоровна. Официальный сайт Днепропетровской Вальдорфской Школы http://waldorf.klasna.com.
Фото Вальдорфской Школы в Днепропетровске, 2011 год.
Вальдорфское образование — образование, основанное на гетеанистическом методе познания, на образном мышлении, сопереживании. Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса. Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдорфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом. Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.
Основные принципы работы вальдорфской школы
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. Она не подчиняется интересам каких-либо специфических социальных групп (в частности мировоззренческих, религиозных, политических).
Учебная программа в школе строится с учётом закономерностей развития ребёнка, отвечая на его изменяющиеся с возрастом потребности. Это открывает путь к собственной фантазии, росту творческих сил, к созреванию личности ребёнка.
Цель воспитания в школе – развить природные способности ребёнка, укрепить его веру в собственные силы, воспитать в нём инициативность, эмоциональную зрелость, чувство ответственности за свою работу. Первые 8 лет почти все предметы в классе ведёт один учитель, за исключением специальных предметов требующих особой профессиональной подготовки: иностранные языки, физкультура, ремесло.
Классный учитель, работая в тесном контакте с родителями учеников, стремится создать условия для наиболее полного раскрытия способностей каждого ученика. На старшей школьной ступени (9-12 классы) классного учителя сменяют учителя предметники, каждый из которых является специалистом в своей области. Ритмы школьного дня, недели, учебного года выстроены в соответствии с биологическими ритмами человека и способствуют сохранению сил и здоровья ребёнка, поддержанию интереса к учёбе. Утренние часы отданы предметам академического цикла; середина учебного дня – иностранным языкам, искусствам; послеобеденные часы – практическим занятиям: мастерским, ремёслам, рукоделию, физкультуре, лабораторным работам.
Преподавание в вальдорфской школе не предполагает использование одного определённого учебника по предмету – учитель сам подбирает материал на данную тему и в соответствии с особенностью и потребностями класса. В течение «эпохи» ученики записывают обзор пройденного материала в специальных тетрадях, которые они также иллюстрируют рисунками, чертежами, диаграммами, таблицами и пр. То есть создают учебник собственными руками.
На протяжении всего двенадцатилетнего обучения в школе ученики не получают отметок - их достижения оцениваются учителем в устной форме непосредственно в ходе работы, а в конце учебного года в развёрнутой характеристике. Детский сад
Обучение в вальдорфской системе начинается еще с детского сада. До 3–4 лет ребенок воспитывается на дому, ибо главнейшей потребностью этого возраста является потребность ребенка в семейной атмосфере уюта и опеки родителей. В последнее время все чаще в вальдорфских детских садах организуют младшие группы для детей до 3-х лет, но психологи и педагоги рекомендуют по возможности отдавать ребенка в детский сад на целый день с 3,5–4 лет, ведь начиная именно с этого возраста формирование личности ребенка требует социальной среды.
Группы детского сада являются разновозрастными, что содействует развитию умений формировать межличностный взаимоотношения, а именно:
в старших – чуткости и душевного тепла к младших; в младших - уважения старших, их умений и способностей. Главной целью воспитательного и учебного процессов в детском саду есть благоприятствование развитию природных способностей ребенка, предоставление возможностей для их естественного раскрытия и укрепления, расширение границ одаренности ребенка.
Занятия искусствами в детском саду включают в себя: живопись красками; рисование восковыми мелками; лепку из воска; музыку и пение; эвритмию (умение гармонично двигаться); драматическое искусство; искусство композиции; рассказывание воспитателем сказок, стихов и историй, которые сопровождаются кукольными представлениями, и тому подобное.
В дошкольном воспитании большое значение для формирования будущего положительного отношения к миру имеет душевный комфорт ребенка, который достигается благодаря качествам воспитателя и поддерживается с помощью определенных внешних факторов, например, цветной гаммы помещения группы, или того, что игрушки и мебель изготовлены из природных материалов.
Кроме того, много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук, то есть занятиям разнообразными видами рукоделия, пальчиковым играм, лепке из воска, работе с тестом и тому подобное. Это оказывает содействие общему развитию ребенка, в частности опосредованно влияет и на развитие его мышления.
Ритмичность построения воспитательного процесса в детском саду, кроме суточных ритмов, проявляется в чередовании динамической нагрузки и покоя, концентрации внимания детей в деятельности, которая организована воспитателем, и свободного творчества.
Астрономические ритмы дня, недели, года переживаются в детском саду благодаря чередованию определенных видов искусства и рукоделия, изменению цветов и композиции интерьера, видов игры, наполнению музыкальных занятий и тому подобное. С целью реализации индивидуального подхода к развитию ребенка наполнение групп детского сада не должно превышать 15–20 детей.
подразделы:
|