ВЕДА

 

 

 

 

Поделиться

 
 
 
 
 

.

 . .

.

.

.

 

 
 
 
 
 

 

 

 

.

 

 

 

 

.

.

О школе Новости Книги Фото Медиа Посетителям Контакты Ссылки Форум Карта сайта Поиск
   

 Портал славянской ведической культуры

 


Главная страница / Любомудрие / Мотивология / Мотивология – плоды своих и чужих усилий.

Мотивология – плоды своих и чужих усилий.

Здравствуйте. В прошлых статьях мы разбирались в принципиальной разнице категорий «труд» и «работа», категорий «простота и сложность», а также выводили классификацию четырёх ключевых мотивационных моделей, формирующих процессы и ситуации в жизни любого человека.

По мере рождения «Мотивологии» я стремлюсь к максимальному упрощению материала.
В этом плане родился ещё один подход к тем же вопросам, но уже не через «правила», а проще.
Итак:

Счастье, здоровье, успех и благополучие человека формируют два основополагающих баланса:
1. Баланс возможностей, то есть соотношение:
- действия (расход силы: всё что направлено на управление своей и чужой силой),
- бездействия (созерцание, отдых: всё что направлено на сохранение своей силы).
Гармония: отношение 2 к 1 – в сутках 24 часа: 8 (одна треть) на сон, по 8 на действия и отдых.
2. Баланс мотивов, то есть соотношение:
- желания («хочу», источник «труда»: внутренний, самостоятельно сформированный мотив),
- необходимости («надо», источник «работы»: внешний мотив по управлению силой человека).
Гармония: отношение 2 к 1 – в сутках 24 часа: 8 на сон, по 8 на труд и работу.

При этом, под прямым влиянием «хочу» / «надо» и формируются любые действия / бездействия.
 «Хочу» стремится гармонизировать действие и бездействие, а «надо» - дисгармонизировать.

Ключевые моменты:
- «Внутреннего надо» не существует – за ним всегда есть «надо», навязанное извне
- «Надо» человека всегда отражает «хочу» кого-то другого (от природы до человека)

Соответственно, существуют два вопроса, которыми можно задаться при любом действии:
- под влиянием каких мотивов производится моё действие: «хочу делать» или «надо делать»?
- формируют ли мои мотивы мотив «надо» в жизни других?

Из этих двух вопросов формируются 4 мотивационные модели мировоззрения человека:
1. Действие под влиянием «хочу», не формирующее «надо» ни у кого другого (труженик)
2. Действие под влиянием «хочу»,  формирующее «надо» у других (хозяин)
3. Действие под влиянием «надо», не формирующее «надо» ни у кого другого (работник)
4. Действие под влиянием «надо», формирующее «надо» у других (миссионер)

Важные моменты:
- «чистые» мировоззрения постоянно в рамках той или иной модели существуют очень редко, на работе человек вполне может быть миссионером, а в семье хозяином и т.п.
- у одного и того же человека в разных сферах жизнедеятельности могут проявляться разные мотивационные модели, составляя общую картину, от которой зависят счастье и здоровье.

Теперь некоторые особенности мотивационных мировоззренческих моделей:

1. Если у человека превалирует модель труженика, то:
- он блокирует любые попытки управлять его мотивами извне,
- он блокирует любые свои попытки создать «надо» в жизни других людей.
Так жить весьма трудно, поэтому и название «труженик» весьма соответствует.
Но при этом люди с таким мировоззрением – самые «цельные» личности, но не лидеры.
Труженик не получает никаких результатов от усилий других людей, но может получать дары от других людей под влиянием их «хочу» (если под влиянием «надо», то он уже автоматически в этой ситуации не труженик)
100% труженик = отшельник.

2. Если у человека превалирует модель хозяина, то:
- он блокирует любые попытки управлять его мотивами извне,
- он использует любые возможности по созданию мотивов других людей.
То есть труд хозяина направлен на создание работы для других людей.
Для жизни в такой модели необходимы лидерские качества и полное ощущение внутренней ответственности за управление силой других людей.
100% хозяин = диктатор.

3. Если у человека превалирует модель работника, то:
- он снимает с себя ответственность за самостоятельное формирование мотивов,
- он не пытается создавать мотивы у других людей.
Это модель «бегства от свободы», слово «работа» однокоренное со словом «рабство».
Люди с превалирующей моделью работника живут в обидах и болезнях.
При этом периодически пытаясь «вырваться» из рабства и бунтуя против хозяев и миссионеров.
Причина: постоянное «придушивание» любых своих «хочу» внешними «надо».
И именно их сегодня подавляющее большинство.
100% работник = раб.

4. Если у человека превалирует модель миссионера, то:
- он выступает «транзитёром» чужих желаний или необходимостей в жизни других людей (таких же миссионеров или работников).
- когда он управляет мотивами других людей, то всегда соотносит это с «надо», привнесёнными в его собственную жизнь извне.
Миссия для человека с такой превалирующей моделью есть главный ориентир в жизни.
Источник миссии может быть всевозможный: традиции, авторитеты хозяев, просто мечта и т.п.
В жизни миссионера неизбежен постоянный конфликт между привнесёнными «надо» и собственными «хочу», которые постоянно должны отодвигаться на «второй план».
100% миссионер = фанатик.

Итак, очень простая схема:
- труженик: живёт по формуле «хочу – делаю», получает ВСЕ плоды свои усилий, не получает НИКАКИХ плодов от чужих усилий
- хозяин: живёт по формуле «хочу – делают другие», получает ВСЕ плоды от своих усилий, ЧАСТЬ плодов от чужих усилий
- работник: живёт по формуле «от меня хотят – делаю», получает ЧАСТЬ плодов от своих усилий, не получает НИКАКИХ плодов от чужих усилий
- миссионер: живёт по формуле «от меня хотят – делают другие», получает ЧАСТЬ плодов от своих усилий и ЧАСТЬ плодов от чужих усилий.

Интересные признаки:
- если человек «тащится» от того, что делает бОльшее количество времени в своей жизни, то он точно находится в превалирующих моделях труженика или хозяина.
- если у человека есть «хобби» или увлечение, то он точно находится в превалирующих моделях работника или миссионера.
- если человек сознательно не тратит время на споры (без агрессии относится к любым мнениям, уважает их), то он точно находится в моделях труженика или хозяина.
- если человек любит поспорить, отстоять свою точку зрения вплоть до агрессии по отношению к носителю другой точки зрения, то он точно находится в моделях работника или миссионера.

Идеально справедливый мир – это мир тружеников, в котором никто не пытается сделать так, чтобы «на него» работали другие люди. Говоря терминологией, которую мы применяли ранее – мир, в котором каждый живёт по своим правилам, не пытаясь навязать эти правила другие (справедливость, правда, управление и т.п. – однокоренные со словом правила).

Но этот мир невозможен, если «хочу» каждого человека нельзя достичь только его собственными усилиями. Мир тружеников, где каждый делает своё дело и получает ровно столько, сколько сделал – несовместим с миром в котором человек например «хочет дорогую машину». Потому что дорогая машина выводит его уровень потребления на уровень выше среднего. А если у него уровень выше среднего, то должен быть кто-то, у кого ниже среднего.

Более того, сделать хорошую машину в одиночку невозможно, а организовывать производственный процесс в котором каждый будет получать все результаты от своих собственных усилий – как показывает практика, нереально: организаторы процесса (хозяева) всегда стремятся получить часть результатов от усилий работников и миссионеров. Почему? Потому что желания хозяев не ограничиваются просто «дорогими машинами» - есть же ещё яхты, самолёты, острова и небоскрёбы.

Вот и получается, что пока в мире существуют люди с превалирующей мотивационной моделью хозяина, вокруг них всегда будут объединяться миссионеры и за счет их усилий притягиваться работники, которые согласны снимать с себя ответственность за жизнь по собственным правилам, принимать чужие правила и получать за это лишь часть плодов от своих усилий.


Неверным выводом будет считать наличие хозяев «корнем зла». Например, природа (мироздание, Бог, вселенная: как кому угодно) – первейший из хозяев, который диктует всем людям свои «надо», начиная от «надо поесть/попить» до «надо продлить род». При этом природа – праведный хозяин. Вот и ключ к всеобщей социальной справедливости – именно в том, чтобы каждый человек-хозяин был праведником, то есть использовал силы других людей на всеобщее благо, а не только на своё личное. К сожалению, в мотивационных моделях современных реальных людей-хозяев, это встречается крайне редко.

 

Клюев Сергей, 21.03.2014

Комментировать статьи могут только зарегистрированные пользователи. Перейти к регистрации