Махавира

Боги. Пророки. Аватары. Великие Учителя человечества.

Модератор: =Wedana=

Махавира

Сообщение kluev vv » 11 янв 2010, 19:50

Джина Махавира (Вардхамана) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи — правителя племени личчхавов.
mahavira.jpg
mahavira.jpg (54.21 Кб) Просмотров: 2525

Родился в 599 г. до н. э. в Кундапуре, предместье города Вайшали, умер в 527 г. до н. э. в Павапуре. Происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев. Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. После кончины родителей ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени, и однажды, как говорят джайнские каноны, достиг всеведения. После этого он основал собственное учение, которое, закрепилось в Индии и за её пределами и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Махавира скончался («ушёл в нирвану» — как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны).

Вардхамана создал практический метод получения глубоких трансовых состояний, которые, как он считал, дают возможность человеку достичь духовного освобождения. Он говорил, что в природе существует некое бессмертное живое начало, которое вселяется последовательно в различные живые существа - насекомых, животных и человека. В человеке - это бессмертная душа.

Вардхамана ввел для своих последователей - джайнов принцип ахимсы: непричинение вреда живым существам, носителям одинакового с человеком бессмертного духовного начала. Джайнистские монахи - аскеты носят марлевую повязку на губах, чтобы случайно не вдохнуть насекомое и тем самым не погубить чью-то душу. Некоторые из них очень осторожно передвигаются, следя за тем, чтобы не наступить случайно на живое существо, например используя веник и передвигаясь только днем.

Суть метода Вардхаманы сводится к длительному воздержанию и аскетизму, сопровождаемому систематической трансовой практикой. Это позволяет через некоторое время, за счет физического и сенсорного голода, развить воображение аскета и сделать его психику и физиологию высокочувствительными к восприятию внешней и внутренней среды. Чувственное восприятие аскета сопровождается систематическими видениями и "переживаниями" - зрительными, слуховыми, чувственными галлюцинациями. Целью трансовой практики по методу Вардхаманы является освобождение вечной души от перерождений и телесной оболочки и достижение нирваны - спасения и вечного блаженства, и основным в этом методе является трансовая практика, аскетизм, праведная жизнь.
Любовь побеждает выгоду.
Аватара пользователя
kluev vv
Администратор
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 17:08
Откуда: Сичеслав (Днепропетровск)

Джайнизм

Сообщение kluev vv » 11 янв 2010, 20:03

Джайнизм (санскр. जैन) – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей около 5 миллионов приверженцев в Индии, а так же сообществами в разных частях мира.
Джайнизм утверждает, что любое существо ( джива, санскр. जीव) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от самсары (мокшы), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.
Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме – Джина – «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от мокши. Практикующие джайны следуют учениям 24 особых джинов, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что 24-м и последним тиртханкаром был Шри Махавир («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 до 527 годов до н.э. 23м тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 до 772 годов до н.э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.
Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата, санскр. जीव). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта дарсан, санскр. अनन्त दर्शन्), совершенное знание (ананта джна, санскр. अनन्त ज) и совершенное поведение (ананта каринта, санскр. अनन्त चरित्र), известные как "три драгоценности» джайнизма", являются путем к освобождению души человека (к мокше) от самсары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредствам кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному Джинами, чтобы достичь безграничной свободы.
Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т.д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада – четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.
Другой важной характеристикой учения джайны – предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов – обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн – монахом или мирянином. Это:
Не причинять вреда живому (Ахимса).
Быть искренним и благочестивым (Сатья).
Не красть (Астейя).
Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
Не стяжать (Апариграха).
Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).
Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Т.к. главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».
Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, т.е. принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:
Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.
Никогда не брать чужих вещей.
Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.
Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи, проценты депозитов банков и т.д.).
Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.
Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, т.к. само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

Основные положения:
Всё живое, каждая вещь обладают душой.
Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).
Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.
Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.
Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.
Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятие высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели – нирване и мокше.
Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).
Джайнизм особенно подчеркивает важность контроля чувств, т.к. любовь, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в темный туннель невежества, ненависти и насилия.
Следует ограничивать привязанность к собственности и вести чистую жизнь, полезную для себя и окружающих. Владение объектом как таковое не является собственничеством, в отличие от привязанности к нему.
Наслаждайтесь компанией благочестивых и хороших людей, будьте милосердны к страдающим и терпимее к окружающим.
Важно не тратить жизнь на злые умыслы. Лучше подниматься по лестнице духовной эволюции.
Цель джайнизма – освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».
Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют Якши и Якшини. Якши и Якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) – справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) – слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и Якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (санскр. श्वेताम्बर, śvetāmbara?, «облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце IV века до н. э. и приобретший окончательную форму в X — XI веках.
Более ортодоксальные дигамбары (санскр. दिगम्बर, digambara?, букв. «одетые в воздух») признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати (IV — V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры (XI-XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра».
Тамильские джайны почитают как священную книгу Тируваллувара «Тируккурал».
Jain_hand_svg.png
Jain_hand_svg.png (13.86 Кб) Просмотров: 2524

Рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимсу, значащий «ненасилие». В центре – слово «Ахимса». Колесо, называемое дхармачакрой, является символом непрекращающегося круга рождений и смертей (самсары).
Любовь побеждает выгоду.
Аватара пользователя
kluev vv
Администратор
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 17:08
Откуда: Сичеслав (Днепропетровск)


Вернуться в Великие Учителя Человечества



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron